ПРОМЫШЛЕННЫЙ ХОЛДИНГ 
HJ Group

ISO9001-2000,  CE,  Гост
Суббота, 23.11.2024, 17:59
Приветствую Вас Гость | RSS
про HJ Group

1-ый завод

Навигация сайта

Интерактив

Поздравления

Форма входа

Главная » Статьи » Интересное

СЭЗ Китая
Специальные Экономические Зоны – это ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т.д.), что создаёт условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации Совместных Предприятий (СП) с зарубежными партнёрами и привлечение капитала через СЭЗ.

К началу 2002 г. в Китае было 5 специальных экономических зон. Три из них: Чжухай, Шеньжень и Шаньтоу созданы в провинции Гуандун решением Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей (ПК ВСНП) в августе 1980 г. Чуть позже, в октябре того же года, в результате подобного решения появилась зона Сямэнь в провинции Фуцзянь. Пятая зона - провинция Хайнань - возникла по решению 1 сессии ВСНП 7-го созыва в апреле 1988 года.Отдельными решениями Госсовета КНР с 1984 г. по 1993 г. также были созданы 32 зоны технико-экономического развития, по статусу близкие СЭЗ. После чего было решено новых зон не создавать. Особый статус имеет также т.н. "новая зона развития Пудун (Pudong, 浦东)" (район Шанхая), возникшая по решению Госсовета КНР в сентябре 1990 г. В дальнейшем речь пойдёт о пяти районах, официально именующихся спецэкономзонами. В других особых зонах могут существовать незначительные отличия по юридическому статусу, связанные с местной спецификой.

Вклад спецэкономзон всех типов во внешнеэкономические связи КНР значительно превышает их "вес" в населении или промышленном производстве. В 1995 г. суммарный объём внешнеторговых операций этих пяти зон составил $55 млрд., около 20% всего внешнего товарооборота КНР. В них зарегистрировано около 40 тысяч предприятий с иноинвестициями – 15% от их общего количества в Китае. Инвестированные в СЭЗ иностранные капиталы составляют около $20 млрд. – около 12% всех привлеченных в КНР прямых зарубежных капиталовложений.

Основные цели китайских СЭЗ:
  1. привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
  2. увеличение экспортной валютной выручки;
  3. стимулирование реформы, предварительная "обкатка" её мероприятий; эффективное использование природных ресурсов;
  4. стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
  5. создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.), а в перспективе и Тайваня;
  6. мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
  7. обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов. 
На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон. Правом принимать местные положения по всем экономическим вопросам спецзон с последующим утверждением ПК ВСНП и Госсоветом КНР обладают собрания народных представителей провинций Гуандун, Фуцзянь и Хайнань.

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:
  1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования.
  2. Опора на иностранные капиталовложения.
  3. Главный современный отраслевой приоритет – промышленность (до 1989 г. Китай шёл практически на любые иностранные инвестиции в СЭЗ).
  4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья.
Юридические основы создания и функционирования СЭЗ:
Курс на привлечение иностранных инвестиций закреплён в Конституции КНР 1982 г. Единого закона по СЭЗ не существует, но в общей сложности по ним принято более 30 законодательных и нормативных актов. Все 5 зон имеют права провинциальных правительств в области экономического регулирования и издания регулирующих нормативных актов.

Административно-организационные вопросы:
Высшим органом административного управления зонами является Канцелярия Госсовета КНР по делам СЭЗ. Она разрабатывает основные политические установки и контролирует их выполнение, осуществляет общее руководство другими ведомствами в той части их деятельности, которая относится к СЭЗ. В провинции Гуандун под руководством Канцелярии действует Комитет по управлению СЭЗ, осуществляющий текущее руководство зонами, включая разработку планов развития, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, их регистрацию, регулирование вопросов труда и заработной платы, образования, культуры, здравоохранения, поддержания общественного порядка. Зоны обладают спецификой в основном в хозяйственной области, в политическом же плане их статус схож со статусом внутренних районов. В них действуют местные Собрания народных представителей, народные правительства, партийные и профсоюзные организации. Охрана общественного порядка подчинена общему законодательству. На территории зон расположены воинские части. За въездом и выездом на границах зон осуществляется административный контроль.

Основанием для проживания и работы в зоне является вид на жительство, выдаваемый муниципальным отделом внутренних дел. Организационными центрами хозяйственной деятельности каждой из зон стали т.н. "компании развития", на которые возложено общее руководство капитальным строительством, координация переговоров между китайским и иностранными партнёрами. Они действуют в контакте с провинциальными и городскими властями. Имеют, главным образом в Гонконге и Макао, зарубежные представительства, занимающиеся работой по привлечению инвесторов. В СЭЗ формируются также таможенные зоны (зоны свободной торговли), находящиеся вне таможенной границы КНР (всего в КНР 13 таких зон). В них могут создаваться предприятия для экспортной переработки, склады и т.п. Ввоз товаров из этих зон внутрь Китая допускается лишь с особого разрешения.

В СЭЗ преобладает рыночное регулирование. Центр устанавливает лишь несколько основных директивных показателей: годовой финансовый доход, объём производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, получаемой или поставляемой по централизованным каналам, стабильные в течение нескольких лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитной и денежной эмиссии. Правительства зон самостоятельны в вопросах заимствования средств на мировом и внутреннем кредитном рынке, размещения за рубежом облигаций в рамках лимитов центра при условии, что сами отвечают за свои обязательства.

На подавляющее большинство товаров и услуг СЭЗ действуют рыночные цены. Единые государственные цены сохраняются на железнодорожные, морские, авиационные перевозки, почтово-телеграфные услуги, жильё, воду, электроэнергию, медицинское обслуживание, городской транспорт, централизованно распределяемые материальные ресурсы. Развитие СЭЗ финансируется сформировавшимся в них своеобразным механизмом. В ряде случаев компании за счёт банковского кредита (из расчёта 0,5 - 1 млрд. юаней на 1 кв. км территории) создают на небольшом участке необходимую инфраструктуру, иногда строят фабричные постройки, а затем сдают земельные участки и сооружения в аренду китайским и иностранным инвесторам. Арендные платежи идут в счёт погашения кредита.

В СЭЗ существуют различные льготы при исчислении платы за пользование землёй. В Чжухае совместные предприятия, использующие высокую технологию, либо малоприбыльные предприятия от неё освобождаются. Земельные участки могут сдаваться в аренду как на основе двустороннего соглашения, так и с аукциона. Ставки аренды колеблются в зависимости от местоположения участка и его назначения от 20-30 до 4000-5000 юаней за 1 кв. м. Как правило, ставки за землю, выделяемую под промышленные предприятия, в 8-10 раз ниже, чем под предприятия торговли и строительство коммерческого жилья. Доходы от аренды земли поступают в госбюджет и зачисляются в особый фонд городского строительства и развития. Порядок сдачи земельных участков в аренду регулируется "Временными положениями о комплексном подряде на освоение и использование земельных участков иностранными инвесторами" (принятыми Госсоветом в 1990 г.). Под "освоением" в этом документе понимается выравнивание участка, возведение на нём коммуникаций (водопровода, электро- и теплоснабжения), сооружений транспорта и связи, промышленных построек и т.д. с последующей передачей права на использование его или сдачей в аренду производственных помещений. При комплексном подряде заранее чётко оговариваются цели использования земли.

Специфический статус СЭЗ КНР позволил им добиться значительных успехов на фоне внутренних районов Китая. В зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растёт занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Зоны явились уникальной по масштабам школой современного управления экономикой. СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и социального положение районов их базирования, в зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растёт занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Пусть это и незначительная часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок и заявить о себе, производить товары с экспортной ориентацией и «ужить» социалистическую направленность страны и рыночные механизмы.


СЭЗ ЧЖУХАЙ
В Китае существет 5 городов имеющие статус СЭЗ, 3 из них находятся на юге Китая в провинции Гуандун, наиболее благоприятный из них для развития торговли, туризма и в целом международных экономических отношений - это город Чжухай. СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капиталла – инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура. Когда то, не так давно, Чжухай, построенный на рисовых полях был маленьким городком, занимающимся сельским хозяйством. Сейчас, всё сильно изменилось, Чжухай стал индустриальным гигантом. Сегодня здесь возведены великолепные отели, так же прекрасная набережная, вдоль которой тянутся курорты, привлекающие сюда туристов со всего мира, хотя более частыми гостями этого места являются туристы из Гонконга и Макао. Чжухай разделён на три основных района: Гунбэй (Gongbei), в непосредственной близости от границы с Макао - главная туристическая зона; Цзида (Jida), на северо-востоке – гавань и порт Чжухая и Сянчжоу (Xiangzhou) на севере - район заводов и рабочих квартир.

Город Чжухай находится на юге провинции Guangdong. Известен, как город-сад на побережье. Общая площадь Чжухая – 7650 кв. км, из которых площадь суши – 1630 кв. км, а площадь морской территории – 6020 кв. км. Всего - 146 больших и малых островов, береговая линия равна 690 км. Чжухай, самая экономически развитая территория Китая, занимает уникальное, выгодное местоположение – город расположен на восточном берегу залива Чжуцзян, как раз напротив Гонконг и Шеньжень. Расстояние до Гонконга составляет 36 морских миль, до Гуанчжоу – 140 километров. В городе развита сухопутная и морская транспортная связь, в частности, для Гонконга и Макао – это основной экспортно-импортный транспортный коридор.

В августе 1980 г. в Чжуцзяне была основана Специальная Экономическая Зона, одна из первых территорий в Китае, начавших осуществлять политику внешней открытости. Сейчас, в Чжуцзяне проживает 1,15 млн. человек, общая площадь особых районов - 121 кв. км. Чжухай состоит из 1 уезда и 9 районов: уезд Шимень, районы Сянчжоу, Ваньшань, Пинша, Хунци, Циао, Чжухайган, государственный район развития новых и высоких технологий – Саньцзао, зона защитных пошлин и открытый район развития экономики и технологий Хэнцин. Правительство Чжухая располагается в районе Сянчжоу. Город имеет отличное сухопутное, морское и воздушное сообщение с регионами Китая и различными странами.

Чжухай – находится в дельте Жемчужной реки. Граничит с Jiangmen, Zhongshan и Macao. В Чжухай расположились два международных морских порта (Jiuzhou и Gaolan). Порт Gaolan - один из ведущих в провинции Guangdong, а порт Jiuzhou осуществляет большие морские пассажирские транспортировки. Благодаря удобному географическому месторасположению, широкой инфраструктуре и большой портовой системе в Чжухай стекается иностранный капитал (EssoMobil, British Petroleum, Siemens, Carrefour и Matsushita). Промышленность фокусируется на развитии высоких технологий и тяжелой промышленности (электроника, компьютерное оборудование, биотехнология, фармацевтика, машиностроение и нефтехимическая промышленность).

Чжухай – город садов и образец хороших условий жизни. После Guangzhou и Shenzhen, Чжухай является третьим по величине городом в провинции Guangdong и самым большим "сборщиком" иностранной валюты от международного туризма. К настоящему времени на территории города Чжухай созданы 12 заповедников и 131 местный малый заповедник птиц общей площадью 180 кв. км. Чжухай является удобным местом стоянки, размножения и зимовки перелётных птиц. Здесь насчитывается около 200 пород пернатых, многие из них включены в перечень охраняемых. В 2002 г. в Чжухае было создано управление защиты дикой флоры и фауны, которое периодически развёртывает пропагандистские кампании, направленные на охрану перелётных птиц и других диких животных. В последние годы в сезоны миграции в районе Доумэнь часто можно наблюдать красивые картины возвращения в гнёзда десятков тысяч птиц.

В городе Чжухай раз в два года по распоряжению Центрального правительства КНР при участии госкомитета КНР по оборонной науке, технике и промышленности, министерства гражданской авиации КНР, всекитайских корпораций авиационной промышленности AVIC-1 и AVIC-2, ряда других государственных ведомств и компаний КНР проводятся международные авиакосмические выставки "Airshow China", которая является важным событием в области мировой авиации и космонавтики. Это единственная международная выставка активно поддерживаемая правительством Китая. Организатором выставки выступает народное правительство специальной экономической зоны "Чжухай". Она включает в себя стратегические показы авиакосмической продукции, демонстрационные полёты, различные форумы и семинары. Впервые выставка была организована в 1996 году. Россия - традиционный участник этой выставки. Здесь наиболее полно демонстрируются возможности отечественной оборонной промышленности в интересах развития военно-технического сотрудничества со странами региона. В выставке принимают участие ведущие мировые компании, работающие в области авиации, в том числе российские фирмы: ФГУП РСК МиГ, ФГУП Центральное Конструкторское Бюро Автоматики, Авиационный комплекс имени Ильюшина, Корпорация Иркут, МНПК Авионика, ОАО "Камов", ГК Рособоронэкспорт, ОАО "Компания "Сухой" и другие. Авиасалон имеет не только региональное, но и поистине глобальное значение. Он предоставляет площадку для связей и обмена в области гражданской авиации и космонавтики, а также создаёт условия для сотрудничества в области обороны.

В Чжухае завершилось строительство каскада насосных станций по переброске речной воды с западной части города в восточную, что позволит обеспечивать снабжение Чжухая и Макао пресной водой в течение ближайших 20 лет. Водоснабжение Макао долгие годы обеспечивается в зависимости от Чжухая, который часто испытывает затруднения с пресной водой из-за регулярных солёных приливов. Для решения этой проблемы чжухайское правительство решило построить каскад насосных станций, призванных перебрасывать воду из реки Сицзян с целью последующей поставки двум городам пресной воды во время солёных приливов. Мощность насосных станций достигает 1 млн. кубометров воды в сутки; из них 600 тыс. куб. м воды будет поставляться Чжухаю, 400 тыс. куб. м воды - Макао. По имеющимся данным, в настоящее время общий суточный расход воды в Чжухае и Аомэне составляет около 900 тыс. куб м.


Процедура создания Совместных Предприятий (СП)
Переговоры о заключении контракта и получение разрешения на создание СП обычно проходят по следующей схеме. Сначала подаётся заявление о намерении открыть дело. К нему прилагаются данные по оценке планируемых капиталовложений, о размере необходимого земельного участка, требования к "инфраструктурному обеспечению", описание предполагаемых каналов сбыта. Затем проводятся переговоры, подписывается контракт (зарубежный предприниматель может подыскать себе партнёра самостоятельно или при посредничестве местных компаний развития или т.н. компаний по трастовым операциям и инвестициям). Следующий этап – получение визы городского народного правительства, лицензии таможни и составление списка необходимого импорта. Иностранному инвестору необходимо разрешение на открытие дела от муниципального бюро торгово-промышленной администрации (органа Госуправления торгово-промышленной администрации). И наконец, нужно получить санкцию на отвод земельного участка и заключить договор на долгосрочную аренду земли. Описанная процедура не универсальна, в каждой из зон есть особенности, диктуемые местной спецификой. Благодаря немалой административной автономии местных властей и комплексному характеру органов управления СЭЗ, ликвидирующему межведомственные барьеры, она проще и эффективнее, чем в других регионах КНР.
Категория: Интересное | Добавил: Hanjiang (26.06.2010)
Просмотров: 3231 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
про Альянс

Стеклообработка

Камнеобработка


Металлообработка

Разное оборудование

Инструмент и другие товары

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 1998-2024 «HJ»: Пекин, Москва (поставки из КНР)